X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Свято-Троицкий Марков мужской монастырь в Витебске

Свято-Троицкий Марков мужской монастырь

«…Тогда идя путем, заблудил к монастыреви…» — это первое письменное упоминание о монастыре близ Витебска относится к 1298 году (по материалам «Витебской старины» Алексея Сапунова). Есть и другие источники, согласно которым Свято-Троицкий Марков монастырь был основан в живописном месте на берегу Западной Двины в XIV–XV веках.

 

монастырь на картине

По преданию, основателем обители был благочестивый человек по имени Марк, который построил на своей земле часовню и уединился для благочестивых подвигов. Со временем к нему стали присоединяться единомышленники. Когда именно жил Марк и в каком году избрал путь отшельничества, неизвестно, однако подлинное имя отца-основателя сохранил для потомков монастырский синодик, где он был назван монахом и поставлен во главе благочестивых соработников и ктиторов обители.

 

в храме

К ХV веку небольшой скит превратился в мужской монастырь, где православные верующие могли найти приют и духовное утешение. В тот период местность и территория монастыря были живописными: красивые окрестные виды природы, рощи, рвы, ручейки, усадьбы вокруг монастыря. Наконец, внешний вид самого монастыря, с куполами храмов, со звуком колокольного благовеста, производил на душу всякого глубокое внутреннее впечатление и действие, которое запоминалось на долгое время.

Главным восстановителем Маркова монастыря был князь Лев Самуил Огинский. Имя его как первого из восстановителей записано в монастырском синодике рядом с именем инока Марка, а затем вписаны имена его отца Богдана и супруги Софии. В 1633 году на месте часовни, построенной еще старцем Марком, князь возвел деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1642 году фундушевой грамотой Лев Самуил Огинский вместе со своей супругой закрепили за монастырем Марковое имение с фольварком. В грамоте также было указано, чтобы быть в послушании у святейшего Патриарха Константинопольского и от него поставленного митрополита Киевского, строго хранить Православие и общежительный порядок.

Самым трудным временем для обители стал период унии. Умер благочестивый учредитель монастыря, и наследник его, князь Симеон Карл Огинский, являющийся мечником (придворная должность меченосца короля) Великого княжества Литовского и подкоморием (судья по спорам о границах имений) Витебского воеводства, отошел на время от дела отца, обратившись в латинскую веру.

 

Марков мужской монастырь

С началом новой Русско-Польской войны в 1654 году Витебск и Полоцк на некоторое время переходят к Московскому государству, в связи с чем Марков мужской монастырь, как и вся Полоцкая епархия, подчиняются Московскому Патриархату.

В 1656 году Патриарх Московский и всея Руси Никон подарил монастырю от имени царя Алексея Михайловича список Казанской иконы Божией Матери, который стал одной из главных святынь обители.

В конце 1680-х годов Свято-Марков монастырь в Витебске сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 году князь Симеон Карл Огинский, сын Льва Огинского, согласно завещанию отца, восстановил монастырь и отстроил деревянную соборную церковь Святой Троицы; опоясанная открытой галереей с резными деревянными колоннами, она была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.

В XVIII веке монастырь продолжал подвергаться натиску римо-католиков — так, в 1751 году на обитель совершили нападение униатские миссионеры и шляхта, причем были разогнаны монахи, похищены ценные предметы и документы. Несмотря на это строительство продолжалось. В 1760 году игуменом Иакинфом (Пелкинским) взамен сгоревшей деревянной была возведена новая Покровская церковь, теперь уже каменная. За монастырской оградой, на Немцевой горе, на кладбище, в 1780 году была построена деревянная Николаевская церковь. На самом берегу Западной Двины также существовала часовня во имя святителя Николая. Также в монастыре были построены каменная трехъярусная колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.

 

большой храм

В 1772 году Витебск отошел к России. В 1773 году указом Святейшего Синода Марков мужской монастырь был отнесен к Псковской епархии, а в 1795 — к Могилевской и спустя три года возведен на степень архимандрии.

В 1812 году монастырь опять подвергся разорению, на этот раз — войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но чтимую Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.

В 1833 году монастырь вошел во вновь открытую Полоцкую епархию.

В XIX веке производился ряд перестроек храмов — Параскевинская церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах, Никольская церковь на кладбище — в 1856 году. В 1847 году с запада Покровской церкви был пристроен Митрофановский придел.

К 1900 году Маркова обитель была уже первоклассным монастырем, имевшим Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевскую церкви, территория его была обнесена каменной оградой.

В начале XX века в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (Рожновский), будущий митрополит Минский.

Роковым образом сказался на судьбе обители октябрь 1917 года. Монахи какое-то время жили в одном из помещений, но позже и этого были лишены. С утверждением власти большевиков монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. Обитель закрыли, а в 1919 году ее постройки были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.

Во время Великой Отечественной войны на время немецкой оккупации был открыт приход при монастырской Покровской церкви. Тогда же этот храм был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Во время войны церковь подверглась частичному разрушению.

В 1945 году земельный участок монастыря отвели под строительство резино-тесемочной фабрики. От всех зданий и сооружений обители сохранились бывшая Покровская церковь и братский корпус. В тот же год православный приход подписал договор с властью о бессрочном пользовании каменной церковью и предметами культа. Немного позже по просьбе прихожан Казанской церкви был отведен земельный участок… В советское время Казанская церковь была единственной действующей в городе. Только здесь верующие могли крестить своих детей, участвовать в иных таинствах.

В 2000 году решением Синода Белорусской Православной Церкви храму Казанской иконы Божией Матери был возвращен статус монастыря. Сейчас эта церковь остается главной и единственной в обители.

 

монастырский храм

При монастыре открылись библиотека, воскресная школа, трапезная для малоимущих и приют для бездомных. Чтимый Казанский образ Божией Матери в серебряном окладе был возвращен в обитель и стал выноситься на крестные ходы в дни великих праздников.

 

небольшой придел храма

Список Казанской иконы Божией Матери, подаренный патриархом Московским и всея Руси Никоном, хранится в Казанском храме. Он представляет собой небольшой образок (42,6 х 23,1 см), написанный на дереве в византийской манере.

 

икона Богородицы

Есть в монастыре писаный крест с частичкой древа, на котором был распят Иисус Христос. Его выносят для поклонения на Воздвижение, а также в Крестопоклонную неделю.

Кроме этого, в храме была установлена освященная копия Годеновского креста — уникальной святыни, которой 600 лет. По преданию, крест чудесным образом был явлен с неба на Ярославской земле, где пребывает поныне в селе Годеново. После паломнической поездки в Годеново наместник заказал копию креста для Маркова монастыря. Святыня хранится в красивом резном киоте, во время чтения акафиста кресту его открывают.

Марков монастырь в Витебске является местом притяжения паломников и еще по одной причине — на территории обители находится могила белорусского святого Владимира Еленевского, исповедника Витебского.

Владимир Еленевский был юристом, признавал себя убежденным верующим. В 1920-е и 1930-е годы фактически за воплощение в своей жизни христианских идеалов был осужден. Прожил долгую жизнь, в которой вопреки внешним скорбным обстоятельствам проявил стойкость в православной вере, плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для Церкви времена. Отошел ко Господу в Витебске 8 апреля 1954 года в возрасте 80 лет. Был реабилитирован в 1989-м году прокуратурой Витебской области. Определением Синода Белорусской Православной Церкви исповедник Владимир Еленевский прославлен в лике местночтимых святых 15 лет назад. Память его совершается в Соборе Белорусских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. К могилке святого постоянно идут люди с мольбами, многие исцеляются, получают помощь. И каждому дается по вере.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

По материалам сайтов:

1.     Что таят христианские святыни Витебска?

2.     Свято-Троицкий Марков мужской монастырь, г. Витебск Витебской епархии.

3.     Марков монастырь в Витебске: место паломничества и духовного утешения

4.     Витебский Марков-Троицкий монастырь

23.04.2024

Просмотров: 331
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать