X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Ангел покаяния: преподобная Мария Египетская

преподобная Мария Египетская

«Душевная ловления, и страсти плотския мечем воздержания посекла еси: помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси, и струями слез твоих пустыню всю напоила еси, и прозябла еси нам покаяния плоды. Темже твою память преподобная празднуем».

(Стихира Триоди (прп. Марии), глас 2, самогласна)

Каждый Великий пост Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской. Зной, жажда, пески и безжизненные скалы взрастили этот дивный цветок пустыни, духовный аромат которого утешает нас и по сей день. Мы перечитываем ее житие, обличаемся им и врачуемся.

Житие преподобной Марии подчеркивает: покаяние — это не этика, оно затрагивает сущность бытия человека. Это всегда переход через Иордан, в пустыню, где звери, зной и голод. Но именно здесь ожидает встреча с Живым Богом. И если человек готов, как жившая в VI веке святая, изнывать от жары, умирать от холода, морить тело голодом, сражаться со своими страстями, Господь откроет ему Свою любовь, силу и славу.

Слово «грех» в переводе с греческого означает «промах», и грешник — это существо, направляющее Богом дарованные силы души не по назначению. Так, Мария получила от Господа дар пламенной, неутолимой любви, но вместо того, чтобы отдать сердце Своему Творцу и Его созданию, она направила всю дарованную силу любви… на себя. А талант, обращенный исключительно на свое «Я», не только обедняет человека, но и лишает его разума. Когда Мария находит себя в Иерусалиме, любовь возвращается в естественное русло. Ради любви ко Господу душа, нечеловечески грешившая, принимает подвиг нечеловеческой аскезы и целых 17 лет борется с холодом и зноем, голодом и демоническими помыслами.

Уже в конце земного пути преподобная Мария открыла старцу Зосиме, что родилась в Египте. В 12 лет она ушла из дома в Александрию и 17 лет вела распутную жизнь. Девушка искала счастье в плотской любви, но оказалось, в этом счастья нет.

Когда однажды вместе с христианами она прибыла в Иерусалим к празднику Воздвижения Честнаго Креста Господня, то направилась в храм Господень, чтобы взойти на Голгофу и приложиться к Животворящему Древу. Вслед за всеми Мария поднялась по ступеням. Христиане заходили в храм, но Марию невидимая сила туда не пускала. Она решила, что ей препятствует множество паломников, стала локтями расталкивать народ, но все попытки войти были тщетны. Наконец Мария поняла, что ей препятствует — это были ее собственные грехи. Ведь даже по пути на Святую Землю, как впоследствии она сама рассказывала, она не оставляла гнусностей и мерзостей. Печально и горько стало у Марии на сердце оттого, что она не может приблизиться к святыне. Устремив взгляд на икону Пресвятой Богородицы, от сокрушенного сердца она возопила: «Матерь Божия, помоги мне сейчас войти в храм, приложиться к Честному Древу! Я больше не вернусь к блуду, Владычице, я каюсь, я изменюсь! Будь моей верной Поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но, воззрев на Крестное Древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения».

 

В Иерусалимском храме у Гроба Господня

В Иерусалимском храме у Гроба Господня в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в покаянии сокрушилось сердце будущей преподобной Марии Египетской

Стоило Марии произнести эти слова и возыметь решимость начать новую жизнь, как она свободно, без особых усилий вошла в храм и подошла ко Кресту Христову, который тогда находился на Голгофе. Со слезами припала грешница к Честному Древу, облобызала Его, замерла на мгновенье в коленопреклоненной молитве и вышла на площадь перед храмом. У дверей какой-то человек протянул ей несколько монет, на которые она купила хлеба и устремилась на правый берег Иордана. Там, в монастыре Честного Иоанна Предтечи, Мария с покаянием и сокрушением причастилась Святых Христовых Таин и переправилась через Иордан. Ей тогда было 29 лет.

Грех в покаянии прощен, но, по слову святителя Афанасия Великого, покаяние не врачует испорченную природу — остаются корни, греховные страсти, с которыми предстоит борьба. Благодать Божия позволяет увидеть собственное несовершенство. Человек вступает в смертный бой с самим собой, обнаруживая всё новые и новые страсти. В этой борьбе силой Божией преображается падшая природа человека и благодатию Божией рождается новая тварь, восстановленная в своем достоинстве, преображенная и освященная Богом в меру произволения к изменению и подъятого ради этого подвига. Господь дает особую благодать тому, о ком Он по Своему предвидению знает как о труженике духа. Господь видел, как в муках ангелотворилась Мария в пустыне, ее абсолютную преданность открывшейся Истине, и поэтому дал ей великую благодать.

 

Монастырь Иоанна Предтечи

Монастырь Иоанна Предтечи на западном берегу, в котором, по преданию, причастилась преподобная Мария Египетская, перед тем как перейти Иордан

Какое-то время Мария жила в пещере недалеко от берега реки. Затем она ушла в глубокую пустыню, до которой было 20 дней пути. Именно там во время Великого поста ее встретил преподобный старец Зосима. Мария уже провела в подвиге почти полвека и к тому времени ей исполнилось 76 лет. Святой старец, по преданию, пришел из монастыря Каламон, который находился за обителью Иоанна Крестителя, чуть севернее монастыря преподобного Герасима Иорданского. Монастырь Каламон до наших дней не сохранился, сегодня на том месте можно видеть лишь разрушенные стены.

Очень непросто было преподобной пребывать в пустыне первые 17 лет. Всего она провела в уединении в подвиге покаяния 47 лет, но первые 17 из них — это были годы войны. Мария пообещала Божией Матери, что будет жить по-новому, но воспоминания о прежней жизни в Египте, вине, мясной пище, плотских страстях терзали душу подвижницы. Когда это приходило и страсти пытались снова ею овладеть, Мария падала на землю и с рыданием взывала к Пречистой: «Пресвятая Богородица, помоги мне, я же Тебе обещала, что буду жить по-новому!» И не вставала до тех пор, пока нечистое желание ее не оставляло. Преподобная постоянно вела борьбу «со своими безумными страстями, как с лютыми зверями».

 

Вид из пещеры преподобной Марии Египетской

Вид из пещеры, в которой подвизалась преподобная Мария Египетская перед тем, как уйти в глубокую пустыню

17 лет год за годом, в посте, в молитве, на палящей жаре, в отчаянном одиночестве среди пустыни преподобная Мария Египетская сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Пищей ей служила лишь скудная растительность пустыни, она довольствовалась корнями и травами, днем страдая от зноя (температура в пустыне поднимается до 50 градусов), а ночью замерзая от холода. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце концов она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась и очистилась от скверны, смогла войти в область Божию и затем 20 лет пребывала в покое. Впоследствии примером этой святой жены, мужественно понесшей подвиг аскетического делания, вдохновились многие святые и призывали ее в молитвах для укрепления в воздержании и борьбе с грехом и страстями.

Преподобная Мария просила старца Зосиму на следующий год Великим постом взять с собой Святые Дары и причастить ее. Это произошло на правом берегу Иордана — через год преподобный Зосима причастил святую Марию Тела и Крови Христовых, и святая вернулась в пустыню, пройдя по воде как по суше. В то время Иордан был полноводной рекой и иногда во время дождей очень широко разливался. По преданию, преподобная Мария шла по воде несколько километров, так как не было никакой переправы. А еще через год старец Зосима нашел преподобную Марию на месте их первой встречи, лежащей со скрещенными на груди руками. У изголовья святой на земле было начертано, что «смиренная Мария» отошла ко Господу в тот же день — 14 апреля 522 года в Страстную Пятницу, после причастия Святых Христовых Таин. Путь, который преподобный Зосима проделал за 20 дней, Мария преодолела за несколько часов.

 

Преподобный Зосима причащает преподобную Марию Египетскую

Прп. Зосима причащает прп. Марию Египетскую

Преподобная достигла удивительных высот святости и является для грешных душ источником вдохновения: если человек решится, то с Божией помощью может достичь ангельского состояния. Невозможно лишь спасти человека без его желания. В таинстве Покаяния прощается грех и преображается не только душа, но и тело. Кающаяся грешница не только обрела дар прозорливости, но пошла по воде. Она шла к Богу с той верой, которая возросла в ней за 47 лет пребывания в пустыне. Для горящего любовью ко Господу сердца водная стихия не была препятствием. Апостол Петр тоже шел ко Христу по воде, пока не усомнился. У преподобной Марии сомнений и колебаний не было, она шла к Святой Чаше.

Господь сохранил мощи преподобной Марии — к их частицам можно приложиться в разных странах, в том числе в Москве — в Сретенском мужском монастыре. Мощи святой были обретены братией монастыря Каламон, в котором в конце жизни подвизался авва Зосима. От него Церковь и узнала об удивительной жизни святой, чей пример поддерживает нас во второй половине Великого поста.

 

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской

Ковчег с частицей мощей прп. Марии Египетской (кость правой ноги) в Сретенском монастыре (Москва)

На Руси житие преподобной Марии Египетской было одним из любимых домашних чтений. В церковном календаре память преподобной отмечается трижды: 14 апреля в день преставления, в пятое воскресенье Великого поста, а также в четверг пятой седмицы Великого поста. Накануне в среду вечером Церковь приводит воспоминание о покаянном жизненном подвиге преподобной Марии, совершая особую службу, называемую «Стояние Марии Египетской», на которой совершается утреня с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития святой Марии Египетской. Житие составлено в VII веке святителем Софронием, Патриархом Иерусалимским, который, по-видимому, записал первоначальное устное монашеское предание. Пятая неделя Великого поста названа именем преподобной Марии Египетской, и святая стоит в одном ряду с такими символами великопостного «училища благочестия», как святитель Григорий Палама и преподобный Иоанн Лествичник.

 

Храм прп. Марии Египетской в Вилейке

Храм прп. Марии Египетской в Вилейке, построен в 1865 году по благословению митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко)

По слову преподобного Серафима Саровского, вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном — в решимости. Благодать Божия всегда рядом, но мы не всегда на нее отзываемся так, как отозвалась преподобная Мария Египетская. Когда она осознала себя, всю губительность своих поступков, то с такой же ревностью, как некогда грешила, бросилась каяться и угождать Богу, невзирая ни на что. Это масштаб личности преподобной Марии Египетской, то, как она отозвалась на ужас, охвативший ее, и на что она решилась, чтобы переменить жизнь. Потому что недостаточно осознать внутреннее зло, недостаточно даже отвергнуть его усилием воли. Оно в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой грех. Его нужно изжить, чтобы через подвиг покаяния оно изгладилось из нашей души навечно.

 

Мария ушла в глубокую пустыню

Мария ушла в глубокую пустыню

Преподобная Мария Египетская не только начала свое покаяние, свое движение к Богу, но и завершила его, оставшись в этом верной до конца. Необычна жизнь, необычен путь обращения к Богу, исключителен духовный подвиг и его плоды. Судьба преподобной Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Молитвами преподобной Марии, Господи, помоги нам преодолеть всё плохое внутри себя, победить свои страсти и, став новыми людьми в Тебе, Боге нашем, прорасти доброй пшеницей в Твоем Царствии. Преподобная Мария, моли Бога о нас, чтобы, покаявшись и изменившись, и мы сподобились вечной радости о Господе.

Молитва преподобной Марии Египетской

О, великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Свт. Софроний Иерусалимский. Житие преподобной матери нашей Марии Египетской.
  2. Тріодіонъ, сесть трипѣснецъ. — Кiевъ: Въ тѵпографіи Кiево-Печерской Успенской лавры, 1864
  3. География Великого поста (eparhia-saratov.ru)
  4. МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (pravenc.ru)
  5. «Мария Египетская: иконография и образы в монументальной живописи». Иконописное отделение СПбДА (spbda.ru)

21.04.2024

Просмотров: 707
Рейтинг: 5
Голосов: 14
Оценка:
Комментировать